В Кирсановском краеведческом музее хранится фотография, на которой запечатлён поэт Алексей Михайлович Жемчужников в своём любимом рабочем кресле. Кресло это было подарено поэту родственниками на 50-летний юбилей его литературной деятельности. И само кресло сейчас также находится в кирсановском музее.
Легенды старого кресла
Последние годы жизни Алексей Михайлович Жемчужников провёл в имении своего зятя Михаила Боратынского (родственника поэта Евгения Боратынского), в селе Ильиновка Кирсановского уезда. Часто бывал он и в Тамбове, живя на съёмной квартире в доме Евсюковой на улице Араповской (сейчас улица Максима Горького). Именно здесь стояло его любимое рабочее кресло, которое теперь хранится в музее города Кирсанова.
Кресло поэта снабжено пюпитром – специальной подставкой для чтения и письма. На пюпитре сохранилась серебряная табличка с дарственной надписью: «10 февраля 1900 (1821-1850). На добрую память Анна Арцимович, Софья Перовская, Вера Перовская, Ольга, Анна, София, Елизавета Арцимовичи, Ек. Арцимович, Мих. Арцимович».
Среди дарителей – ближайшие родственники поэта: родная сестра Анна Михайловна Арцимович, тётя Софья Константиновна Перовская (урождённая Булгакова), двоюродная сестра Вера Борисовна Перовская, племянник и племянницы.
Долгое время считалось, что кресло до Алексея Михайловича Жемчужникова принадлежало его внучатой племяннице Софье Львовне Перовской, известной революционерке, казнённой в 1881 году за организацию убийства царя Александра II. Это была одна из самых ярких легенд кирсановского музея. Но анализ современных данных позволяет усомниться в этой гипотезе.
Маловероятно, что у революционерки, в 17 лет ушедшей из дома и скитавшейся по съёмным квартирам и квартирам друзей, было какое-то имущество крупнее чемодана с бельём, а уж тем более громоздкое кожаное кресло. Более вероятной кажется версия, что предыдущей владелицей кресла была Софья Константиновна Перовская, жена дяди Алексея Жемчужникова Бориса Алексеевича Перовского, которая, в отличие от революционерки, была жива на момент дарения и указана в числе дарителей на табличке.
С этим креслом связана и ещё одна легенда. Есть версия, также неподтверждённая документально, что поэт Жемчужников, чувствуя приближение смерти, попросил близких перенести его в любимое кресло, где он и умер.
После смерти Алексея Михайловича Жемчужникова в 1908 году кресло перешло «по наследству» семье его старшей дочери Ольги Алексеевны Боратынской. Когда прямых наследников не осталось, старое кресло оказалось в Кирсановском краеведческом музее, где сегодня оно занимает одно из важных мест музейной экспозиции.
«Краса нашего времени»
Алексей Михайлович Жемчужников – один из создателей вымышленного писателя Козьмы Петровича Пруткова, ставшего широко известным после первой же публикации его сочинений в 1864 году. «Родителями» Козьмы Пруткова считаются три брата Жемчужниковых: Алексей, Александр и Владимир Михайловичи, и их двоюродный брат Алексей Константинович Толстой, автор романа «Князь Серебряный».
Жемчужников за своим любимым занятием - раскладыванием пасьянса
Козьму Пруткова братья Жемчужниковы, известные в обществе своими мистификациями и озорными выходками, придумали в качестве розыгрыша, надеясь вскоре быть разоблачёнными. Но пародия эта быстро перешагнула границы домашнего круга, приобрела далеко не шуточную популярность, да такую, что Алексею и Владимиру Жемчужниковым спустя двадцать лет даже пришлось отстаивать права собственности на литературное имя «Козьмы Пруткова». А потом и бороться против недобросовестных авторов, желавших выдать свои произведения за его труды.
Образ Козьмы Пруткова был продуман до мелочей. У него имелась подробная биография от рождения до смерти, тщательно описанная внешность, вплоть до бородавок и кусочка чёрного английского пластыря на месте постоянных бритвенных порезов, члены семьи, а также прижизненный портрет, придуманный и нарисованный четвёртым братом Жемчужниковых – Львом Михайловичем. Фамилию персонажа позаимствовали у камердинера братьев Жемчужниковых.
бюст Козьмы Пруткова работы Д.С.Стеллецкого, сделанный с «прижизненного» портрета К.Пруткова и хранящийся в кирсановском музее
Образ писателя был настолько достоверным, что многие всерьёз верили в реальность его существования. Например, Фёдор Достоевский писал в 1863 году:
«Есть у нас теперь один замечательнейший писатель; краса нашего времени, некто Кузьма Прутков. Весь недостаток его состоит в непостижимой скромности: до сих пор не издал ещё полного собрания своих сочинений».
Недостаток этот, кстати, был исправлен в 1884 году: тогда в издательстве Михаила Стасюлевича вышло «Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова», выдержавшее затем множество переизданий.
Близкий друг Толстого
Алексей Михайлович Жемчужников, в отличие от своего знаменитого персонажа, был не так известен и издал первый сборник своих стихотворений довольно поздно – в 71 год. Между тем, современники высоко оценивали его творчество.
К 50-летию творческой деятельности Алексея Жемчужникова вышел в свет новый сборник его стихов «Песни старости». В этом же году он был избран почётным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности, попав, таким образом, в первую десятку обладателей этого почётного звания, одновременно с Львом Толстым, Антоном Чеховым и Владимиром Короленко.
С Львом Николаевичем Толстым Алексея Михайловича связывала многолетняя дружба. Алексей Жемчужников – один из немногих современников, с кем Толстой был на «ты». Знакомы к тому моменту они были более пятидесяти лет, да и к тому же Жемчужников был женат на Елизавете Алексеевне Дьяковой, сестре близкого друга Толстого Дмитрия Алексеевича Дьякова.
В день празднования 50-летия литературной деятельности Алексея Жемчужникова на его квартире в Петербурге было зачитано письмо Льва Толстого:
«Любезный и дорогой друг Алексей Михайлович. Очень радуюсь случаю напомнить тебе о себе сердечным поздравлением с твоей твёрдой и благородной 50-летней литературной деятельностью. Поздравляю себя с тоже почти 50-летней с тобой дружбой, которая никогда ничем не нарушалась. Любящий тебя друг Л. Толстой. 8 февраля 1900».
В Кирсановском краеведческом музее рядом со старым кожаным креслом с пюпитром висит фотография Алексея Жемчужникова, где поэт, ещё в расцвете сил, во времена признания и успеха, сидит в этом самом кресле. Возможно, именно здесь и рождались произведения русского лирического поэта, сатирика и юмориста Алексея Жемчужникова, одного из создателей образа Козьмы Пруткова.