Кирсановский краеведческий музей пополнился необычным экспонатом – чучелом орлана-белохвоста. Оно изготовлено специально для музея тамбовским таксидермистом.
Орлан-белохвост – птица, занесённая в Красную книгу, убивать его нельзя. В музее чучело оказалось из-за ряда случайностей. Орлана сбил грузовик. Птицу, сидевшую на обочине, вспугнул шум автомобиля, она взлетела и, не рассчитав траекторию, попала под прицеп грузовика. Водитель легкового автомобиля, ехавшего за фурой, кирсановский врач-анестезиолог Владимир Янатьев, подобрал погибшую птицу и отвёз в кирсановский музей, вспомнив, что там уже есть коллекция чучел.
Директор музея Ирина Шапиро рассказала, что в его фондах хранятся чучела животных и птиц, но большая часть из них- из дворянских усадеб.
- Есть медведь, волк, головы лося и косули. Обитание этих животных в Тамбовской области не подтверждено, скорее всего, они были убиты во время выездной охоты. А орлан – птица, обитающая в нашем регионе. Такая же есть только в Воронинском заповеднике, – сказала Ирина Шапиро.
В инициативе кирсановского музея принимали активное участие кирсановские предприниматели. Вячеслав Омутков помогал с транспортировкой орлана, другой предприниматель, пожелавший остаться неизвестным, оплатил услуги таксидермиста.
Орлан-белохвост – самый крупный из птиц-хищников, гнездящихся в Тамбовской области. В длину взрослая особь достигает 90 сантиметров, размах крыла – до 2,5 метров. Тот экземпляр, что теперь хранится в музее, немного мельче, ведь это, как выяснилось, не взрослая особь, а подросший птенец.
Сделать чучело птицы не так просто, хотя, по рассказам таксидермистов, и проще, чем чучело животного. Нужно не просто знать правила и тонкости выделки и реставрации кожного покрова, но и иметь представление о форме тела птицы, особенностях его строения, знать повадки именно этой птицы, чтобы придать чучелу свойственную ей позу. Для удачной работы таксидермиста погибшая птица должна сразу же попасть к мастеру, не успев испортиться.
При изготовлении чучела орлана-белохвоста дополнительную сложность представляло состояние птицы: у неё был сильно повреждён клюв, травмирована голова. Тамбовскому таксидермисту пришлось заниматься дополнительной реставрацией. Работники музея решили изобразить птицу в полёте, чтобы показать размах крыльев, поэтому орлана пришлось закрепить на жёстком деревянном каркасе.