В начале сентября батальон Конькова с тяжёлыми боями форсировал Днепр у деревни Глушец Гомельской области. Удержанный батальоном правобережный плацдарм стал основой для дальнейшего успешного наступления дивизии на этом участке Центрального фронта. А личная роль Петра Васильевича Конькова отмечена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года о присвоении ему звания Героя Советского Союза.
Родился Пётр Васильевич Коньков 3 июля 1909 года в селе Цибизовка Кирсановского уезда.
— Отец мой, Коньков Василий Семёнович, занимался крестьянством, а в зимнее время работал ломовым извозчиком в гор. Кирсанове. Я до 1926 года учился, а затем работал в хозяйстве отца. В октябре 1927 года поступаю работать в качестве ломового извозчика, в промкоопартели «Транспортная», — написал Пётр Васильевич в 1947 году в своей автобиографии, которая хранится сейчас в Кирсановском краеведческом музее.
Наряду с основной работой Пётр Коньков в течение года выполнял обязанности члена ревизионной комиссии и 1,5 года — заместителя председателя правления артели. В мае 1931 года вступил в колхоз «Мирный труд», где трудился рядовым колхозником.
В октябре 1931 года Петра Конькова призвали в ряды Красной Армии. Год он учился на младший комсостав, а второй год службы был младшим командиром 59-го кавалерийского полка 14 кавалерийской дивизии.
После окончания срочной службы в ноябре 1933 года Коньков вернулся на родину, и его избрали заместителем председателя Голынщинского сельсовета, где он проработал до апреля 1934 года.
Затем, по решению райкома ВКП (б), Конькова послали на новую работу — он стал райорганизатором кирсановского районного отдела связи «Союзпечати», затем в июне 1935 года переводится на должность заведующего райбюро «Союзпечати».
Политическая активность
Этот период для Петра Конькова, как члена партии, ознаменован политической активностью. Бюро Кирсановского РК ВКП (б) в январе 1936 года посылает его учиться в областную партийную школу в город Павловск Воронежской области. Там он проходит курсы штатных пропагандистов при обкоме ВКП (б) города Воронежа. После окончания курсов его отправляют работать штатным пропагандистом в Кирсановском районном комитете партии. По совместительству он также работал парторгом партийной организации Кирсановского торга, а во время подготовки к выборам в Верховный Совет СССР — районным агитатором.
В декабре 1937 года Кирсановский райвоенкомат посылает Конькова на переподготовку — на курсы усовершенствования командного состава города Иваново. После курсов он остался в Красной Армии, служил политруком пулемётной роты одной из военных частей, затем — политруком пулемётного эскадрона 73-го кавалерийского полка. За время его работы эскадрон два года сохранял переходящее Красное знамя, а Пётр Коньков получал неоднократные поощрения и ценные подарки от командования.
В апреле 1941 года решением общего партийного собрания 673-го мотострелкового полка Петра Васильевича избрали ответственным секретарём партийного бюро этого полка. В составе этой части он в начале Великой Отечественной войны и отправился на фронт.
С ноября 1941 года до октября 1942 года Пётр Коньков — секретарь партийного бюро 1020 стрелкового полка 269 стрелковой дивизии 3 армии. Затем, по приказу политотдела армии, учится на высших офицерских курсах «Выстрел».
В июле 1943 года его отправляют на Брянский фронт, где Коньков становится командиром 29 гвардейского стрелкового полка 12 гвардейской стрелковой дивизии 61 армии. В составе этой части Пётр Васильевич останется до конца войны.
К новой должности Пётр Коньков отнёсся со всей серьёзностью.
— Как командир я впервые почувствовал большую ответственность за выполнение боевых приказов и добросовестно их выполнял. За отличное выполнение боевых приказов, заданий командование, вышестоящее, ставили меня в пример как инициативного, примерного командира батальона в полку и дивизии. Поэтому при выходе на реку Днепр командованием полка и дивизии поручено форсировать реку Днепр с захватом и удержанием плацдарма для дальнейших военных действий наших войск. Эту задачу я также с честью выполнил. Обстоятельства боя были трудны: не хватало снарядов, патрон, да мало было людей, — напишет он позже в автобиографии.
За Днепр
В наградном листе героя написано, что противник на самом берегу Днепра построил укреплённую оборонительную полосу с сильно развитой огневой системой. Бастионная система инженерного земляного сооружения усиливалась несколькими врытыми в берег танками, установкой разнокалиберной артиллерии и пулемётами делали правый берег Днепра неприступным.
«Соотношение огневых сил противника и батальона тов. Конькова было далеко не равное. В батальоне имелось 2 противотанковых орудия с резко ограниченным количеством снарядов, противотанковые ружья не имели достаточного количества патрон. Острый недостаток ощущался в винтовочных и автоматных патронах. В следствие частых дождей, ухудшения дорог и образования топких болот, подвоз боеприпасов к месту форсирования Днепра оказался недоступным», — свидетельствует наградной лист Петра Конькова.
Однако обстановка требовала немедленного форсирования реки, чтобы противник не успел подбросить главные силы своих войск и ещё более укрепиться, а также обеспечить плацдарм главным силам своей армии для дальнейшего наступления.
Комбат Коньков разработал детальный план форсирования и в ночь с 28 на 29 сентября 1943 года батальон начал переправу. Переправлялись мелкими группами, вплавь на соломенных мешках. За эти сутки батальон Конькова отразил 16 контратак вдвое превосходящих сил противника, уничтожив более 200 солдат и офицеров.
«Ко всему этому была выведена из строя радиостанция, прервана телефонная связь. С сотней храбрецов при отсутствии связи с штабом полка, почти без боеприпасов, на площади в 200 метров тов. Коньков принимает героическое усилие в удержании последнего клочка земли. Противник всё сильнее и сильнее продолжал теснить. К утру первого октября бой достиг наивысшего напряжения. Тов. Коньков перед лицом смертельной опасности с последним патроном в винтовке принимает дерзкое отчаянное решение перегруппировать оставшиеся в живых силы — контратаковать врага. С возгласами: „За Родину, за родного Сталина — вперёд!“ поднимает бойцов в атаку. Не покидая цепи подразделения, лично уничтожая гитлеровцев штыком и прикладом, тов. Коньков воодушевлял бойцов, увлекая их на геройские подвиги. Враг не выдержал натиска геройских бойцов-гвардейцев, отступил», — читаем в наградном листе героя.
Четыре дня удерживал батальон под командованием Конькова плацдарм на правом берегу реки и с подходом подкрепления отбросил врага от реки на значительное расстояние.
Во время боёв происходили некоторые курьёзные эпизоды, которые потом Пётр Коньков описал в своих воспоминаниях, переданных им в Кирсановский краеведческий музей.
— Командир взвода ПТО гвардии лейтенант Орлов во время движения где-то отстал и когда догонял, то неожиданно догнал трёх фрицев, которые его пленили. Орлов, зная, что батальон находится впереди, не стал сопротивляться, но когда подходили к нам, то он уже скомандовал им «Хенде хох» (нем. «Руки вверх!») и отобрал у них автоматы, — вспоминал Пётр Коньков.
Ещё один случай произошёл возле украинского села Сибереж.
— Когда мы вышли на окраину Сибереж, то старшина 7-й роты заметил движущуюся легковую автомашину со стороны села Гучин. Он крикнул своим трём солдатам, и они залегли у дороги. Автомашина не дошла метров сто до деревни, когда один из солдатов открыл огонь по ней. Автомашина с ходу начала разворачиваться и забуксовала. Старшина бросился к автомашине, а в это время один фриц выскочил из машины и стал её толкать. Машина тронулась и уехала, а фриц остался. Видя, что к нему бегут, он бросился догонять машину, на ходу сбросив с себя шинель и сапоги, оставшись в одном нижнем белье, но далеко не убежал, был срезан наповал очередью автомата, — написал Пётр Коньков в воспоминаниях.
Герой-освободитель
О присвоении ему звания Героя Советского Союза Пётр Коньков узнал в госпитале, где проходил лечение после тяжёлого ранения, полученного возле деревни Севки на Днепре.
— 23 октября 1943 года я был ранен и отправлен в госпиталь. В госпитале я получил газету, в которой был указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя СССР мне и моим подчинённым 9 человек. Кроме этого, сотни моих подчинённых награждены медалями и орденами СССР. С этой славой мы стали драться и дальше, — написал Коньков в автобиографии.
В апреле 1944 года, оправившись после ранения, Пётр Коньков вернулся в свою часть, где снова принял командование своим батальоном. Впоследствии батальон Конькова участвовал в освобождении городов Бреста, Риги, Варшавы и других. В феврале 1945 года Конькова назначили заместителем командира полка по строевой части, в этой должности он провоевал до конца войны с выходом на реку Эльба.
За умелое ведение боёв при освобождении белорусских и латвийских населённых пунктов Пётр Васильевич Коньков награждён орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями.
В июле 1945 года Конькова назначили заместителем военного коменданта немецкого города Аллендорф, где он прослужил до апреля 1947 года. В апреле 1947 года он демобилизовался из рядов Советской Армии и вновь прибыл в свой родной Кирсанов.
С 1947 года Пётр Коньков — майор в запасе. Жил и работал в Кирсанове. Умер 7 августа 1970 года, похоронен на воинском кладбище города Кирсанова.
Память Петра Конькова хранят его земляки. В 2022 году в учебном корпусе № 3 школы № 1 Кирсанова открыта «Парта героя», посвящённая Герою Советского Союза Петру Васильевичу Конькову.