Зинаида Аникина отмечает, что любовь к профессии передалась ей на генном уровне. Бабушка Зинаиды Николаевны, Зинаида Егоровна Манидина (до замужества — Гвоздева) родилась в Инжавинском районе и была старшей из восьмерых детей. Во время Великой Отечественной войны она вместе с сестрой Антониной поступила в Тамбовский педагогический институт. Время было трудное, но сёстры хорошо учились и получали стипендию. Зинаида Егоровна стала учителем русского языка и литературы, а Антонина Егоровна — географии и биологии.
Сестра бабушки, Антонина Егоровна Белевитина (Гвоздева) проработала более 30 лет в Алгасовской школе Моршанского района. Вместе с ней учителем физкультуры работал её муж, Николай Александрович Белевитин. Учителями стали также ещё одна сестра бабушки, Мария Егоровна, и самый младший брат, Михаил Егорович Гвоздев.
Конечно же, самым ярким примером для маленькой Зинаиды стала её мама — Светлана Николаевна Карташова (Манидина). Она получила специальность учителя истории в Тамбовском педагогическом институте и всю жизнь проработала в Булыгинской восьмилетней школе Гавриловского района. Более 20 лет она совмещала преподавание с должностью директора.
— Насколько помню, с самого раннего сознательного возраста я стала задумываться о будущей профессии. Передо мной был пример моей мамы, учителя истории и директора школы с 30-летним стажем. Наверное, история банальна. С детства видела горы тетрадей и огонёк настольной лампы на мамином столе по ночам. Любимой игрой была школа, уже тогда с «настоящими» конспектами уроков, указкой и самодельной классной доской. Вот только учениками были собака Тузик, медведь с искусственным глазом-пуговицей и кукла Анжела. Совсем маленький класс. Как, впрочем, и мой собственный, в который я пошла уже в шесть лет с большим белым портфелем, — рассказывает Зинаида Аникина.
Выбор профессии для Зинаиды Аникиной был очевиден. В 1995 году она закончила ТГУ им. Державина и сразу же пришла на работу в школу: сначала как школьный психолог, а с 2003 года — как учитель начальных классов.
— Всегда хотелось всё и везде успеть, попробовать, узнать. Если в школе моя неуёмная энергия мешала мне иногда (нет, не в учёбе, тут всё было в порядке, в плане поведения), то в институте это было плюсом, так как после лекций и семинаров начиналась, говоря современным языком, «внеурочная деятельность». Я посещала всевозможные курсы дополнительного образования: четыре года наш студенческий хор факультета начальных классов, которым руководила Н. Я. Рыбина, а ещё занятия по хореографии, изготовлению мягких игрушек, драмкружок. Все полученные на этих занятиях навыки и умения помогают мне до сих пор в работе с классом. Ведь в начальном звене учитель универсален — от преподавания разных учебных дисциплин до организации утренников и формирования благоприятного психологического климата в классе, — вспоминает учитель студенческие годы.
Зинаида Аникина рассказывает о своей профессии с особой теплотой, увлечённо. Отмечает, что с каждым новым набором детей начинается кропотливая работа, которая затем формирует базу, фундамент всего школьного образования ребёнка.
Это только со стороны кажется, что с малышами легко и просто. На деле же всё время на уроке и перемене учитель начальных классов в режиме повышенного внимания, особенно если это первый класс. Занятия, игры, исследовательские проекты, экскурсии, конкурсы и смотры, наблюдения и эксперименты — во всём этом учитель начальных классов должен не только хорошо разбираться, но и применять в обучении. От того, как сработает учитель в начале учебного маршрута школьника, во многом зависит успех обучения впоследствии.
Как классный руководитель Зинаида Аникина старается сплотить детский коллектив, научить общаться, помогать друг другу, делать всё сообща. Поэтому с первых дней любое общее дело организует и проводит вместе, всем классом. С сентября 2022 года реализуется программа развития социальной активности «Орлята России».
Педагог вместе с классом принимает участие во многих проектах сообщества Форума классных руководителей, в региональных и муниципальных конкурсах. Несомненно, своё творческое горение, любовь в профессии учитель передаёт не одному поколению детей. И кто-то из вчерашних учеников, по примеру своего первого учителя, в недалёком будущем выберет очень нужную и важную педагогическую профессию.