Автоледи из Тамбовской губернии
Толчок развитию автомобильного дела в России дало созданное в 1903 году «Императорское Российское автомобильное общество». Число автолюбителей стремительно росло, хотя автомобиль и продолжал оставаться предметом роскоши. Стать владельцем автомобиля стремились многие состоятельные граждане, среди которых были не только представители российской знати, но и купечества, и сформировавшегося к этому времени крупного сословия промышленников.
К декабрю 1916 года «Императорское Российское автомобильное общество» (ИРАО) насчитывало 424 действительных и пожизненных членов, из которых 24 женщины. И среди них значится и Мария Константиновна Рейтерн (рожд. Нарышкина, по первому браку книгиня Оболенская), с указанными адресами ее постоянного проживания: в Санкт-Петербурге и в селе Ира Кирсановского уезда Тамбовской губернии.
К этому времени автомобили, несомненно, уже вошли в повседневность по всей территории Российской империи. Но интересно и то, что среди всех членов ИРАО в 1916 году только у Марии Константиновны Рейтерн в качестве постоянного проживания указана Тамбовская губерния. Похоже, что Мария Константиновна была единственным членом «Императорского Российского автомобильного общества» от Тамбовской губернии!
В воспоминаниях современников можно найти упоминания о том, что Мария Константиновна ездила на своем автомобиле в окрестностях Иры и Кирсанова. Исследователи нашли в архивах подтверждение о том, как Мария Константиновна переправила по железной дороге один из своих автомобилей из Санкт-Петербурга в Кирсанов.
Автомобили каких марок она имела в своем распоряжении, не известно. Но в воспоминаниях можно заметить такое выражение, как «выписанный из-за границы автомобиль».
Также встречается информация и о том, что водителями у Марии Константиновны были итальянские подданные — Пепино Камаррото и Рафаил Помес. И это в разгар первой мировой войны! Может быть, Мария Константиновна взяла к себе на службу этих двух итальянцев из числа тех многочисленных военнопленных, которые, как известно, были размещены в лагере возле Кирсанова?
Можно смело констатировать тот факт, что Покровская Ира была если и не первым, то уж точно одним из самых первых сёл в Тамбовской губернии, в котором появился автомобиль.
Помощь фронту
С началом первой мировой войны «Императорское Российское автомобильное общество» без промедления включилось в помощь фронту, сформировав санитарные колоны для доставки раненых в госпитали. При этом создавались даже абсолютно новые автомобили, адаптированные именно под такие задачи.
С началом войны сама Мария Константиновна Рейтерн активно участвовала в оказании всесторонней помощи, работая в секции Великой княгини Марии Павловны. А именно при поезде Великой княгини для доставки раненых были задействованы и личные автомобили членов ИРАО.
Революция и гражданская война многое поменяли в жизни российского общества.
Имение Марии Константиновны фон Рейтерн трижды подвергалось разрушению, жители окрестных сёл бежали от ужасов двух революций, гражданской войны, антоновщины. В окрестностях имения оставалось очень мало живых свидетелей того времени, когда имение процветало, да и свидетелей тех трагических дней тоже.
Нам пока неизвестно, что стало с автомобилями Марии фон Рейтерн. Может быть, их экспроприировали, как это случилось с её собранием картин и других предметов искусства (хранятся в Эрмитаже), может быть, на них ещё долгие годы ездили советские партийные или хозяйственные функционеры.
А, может быть, как раз на одном из автомобилей Марии Константиновны многие годы спустя встретили на вокзале в Кирсанове и отвезли в Ирскую коммуну делегацию Бернарда Шоу? Нам это пока неизвестно…
Но одно мы можем сказать с уверенностью: любовь к лошадям и быстрой верховой езде дополнилась у Марии Константиновны страстью к более быстрым автомобилям. И находясь уже в эмиграции, Мария Константиновна стала владелицей шикарного Rolls-Royce…
Но это уже совсем другая история…