Лента новостей
Статья18 сентября , 09:03

Первая автоледи появилась в Кирсановском уезде

Такой вывод сделали независимые исследователи. Возможно, Покровская Ира Кирсановского уезда была самым первым из сёл Тамбовщины, где появился легковой автомобиль. Которым ещё и управляла женщина.

Мария Константиновна Рейтерн
Мария Константиновна РейтернФото: архив Романа Ирского

Автоледи из Тамбовской губернии

Толчок развитию автомобильного дела в России дало созданное в 1903 году «Императорское Российское автомобильное общество». Число автолюбителей стремительно росло, хотя автомобиль и продолжал оставаться предметом роскоши. Стать владельцем автомобиля стремились многие состоятельные граждане, среди которых были не только представители российской знати, но и купечества, и сформировавшегося к этому времени крупного сословия промышленников.

К декабрю 1916 года «Императорское Российское автомобильное общество» (ИРАО) насчитывало 424 действительных и пожизненных членов, из которых 24 женщины. И среди них значится и Мария Константиновна Рейтерн (рожд. Нарышкина, по первому браку книгиня Оболенская), с указанными адресами ее постоянного проживания: в Санкт-Петербурге и в селе Ира Кирсановского уезда Тамбовской губернии.

К этому времени автомобили, несомненно, уже вошли в повседневность по всей территории Российской империи. Но интересно и то, что среди всех членов ИРАО в 1916 году только у Марии Константиновны Рейтерн в качестве постоянного проживания указана Тамбовская губерния. Похоже, что Мария Константиновна была единственным членом «Императорского Российского автомобильного общества» от Тамбовской губернии!

Катание на тройке. Колхоз имени Ленина, 1958 год.
Катание на тройке. Колхоз имени Ленина, 1958 год. Фото: kommuna-ira.ru

В воспоминаниях современников можно найти упоминания о том, что Мария Константиновна ездила на своем автомобиле в окрестностях Иры и Кирсанова. Исследователи нашли в архивах подтверждение о том, как Мария Константиновна переправила по железной дороге один из своих автомобилей из Санкт-Петербурга в Кирсанов.

Автомобили каких марок она имела в своем распоряжении, не известно. Но в воспоминаниях можно заметить такое выражение, как «выписанный из-за границы автомобиль».

Также встречается информация и о том, что водителями у Марии Константиновны были итальянские подданные — Пепино Камаррото и Рафаил Помес. И это в разгар первой мировой войны! Может быть, Мария Константиновна взяла к себе на службу этих двух итальянцев из числа тех многочисленных военнопленных, которые, как известно, были размещены в лагере возле Кирсанова?

Можно смело констатировать тот факт, что Покровская Ира была если и не первым, то уж точно одним из самых первых сёл в Тамбовской губернии, в котором появился автомобиль.

Жилой дом со столовой и техника коммунаров
Жилой дом со столовой и техника коммунаровФото: Кирсановский краеведческий музей

Помощь фронту

С началом первой мировой войны «Императорское Российское автомобильное общество» без промедления включилось в помощь фронту, сформировав санитарные колоны для доставки раненых в госпитали. При этом создавались даже абсолютно новые автомобили, адаптированные именно под такие задачи.

С началом войны сама Мария Константиновна Рейтерн активно участвовала в оказании всесторонней помощи, работая в секции Великой княгини Марии Павловны. А именно при поезде Великой княгини для доставки раненых были задействованы и личные автомобили членов ИРАО.

Революция и гражданская война многое поменяли в жизни российского общества.

Имение Марии Константиновны фон Рейтерн  трижды подвергалось разрушению, жители окрестных сёл бежали от ужасов двух революций, гражданской войны, антоновщины. В окрестностях имения оставалось очень мало живых свидетелей того времени, когда имение процветало, да и свидетелей тех трагических дней тоже.

Нам пока неизвестно, что стало с автомобилями Марии фон Рейтерн. Может быть, их экспроприировали, как это случилось с её собранием картин и других предметов искусства (хранятся в Эрмитаже), может быть, на них ещё долгие годы ездили советские партийные или хозяйственные функционеры.

Бернард Шоу с делегацией в гостях у коммунаров (28 июля 1931 года)
Бернард Шоу с делегацией в гостях у коммунаров (28 июля 1931 года)Фото: Кирсановский краеведческий музей

А, может быть, как раз на одном из автомобилей Марии Константиновны многие годы спустя встретили на вокзале в Кирсанове и отвезли в Ирскую коммуну делегацию Бернарда Шоу? Нам это пока неизвестно…

Но одно мы можем сказать с уверенностью: любовь к лошадям и быстрой верховой езде дополнилась у Марии Константиновны страстью к более быстрым автомобилям. И находясь уже в эмиграции, Мария Константиновна стала владелицей шикарного Rolls-Royce…

Но это уже совсем другая история…

Авторы:Роман ИрскийГалина Леденёва