После издания в 1919 году декрета «О ликвидации безграмотности» в Кирсановском уезде начали повсеместно открываться школы. В 1921 году их количество достигло 308, но из-за недостатка педагогических кадров из них фактически функционировали только 89. «Старая» интеллигенция была уничтожена революцией, эмигрировала либо же ей не доверяли.
Чтобы решить эту проблему, 4 февраля 1930 года в Кирсанове организовали учреждение со сложным названием «Агропедтехникум».
Первый семестр начался с февраля. Занятия велись в вечернюю смену.
– Отбор студентов в первую группу педтехникума был не очень тщательный и по социальному составу, и по академической успеваемости. Особенно по русскому языку. Студенты писали: «дуТка», «чаЖка». Даже печать техникума была через О – «педОгогический», – вспоминала преподаватель педагогики Клавдия Рафаиловна Тигрова.
Занятия в педучилище первое время проводились по «методу проектов». Учащиеся в течение года изучали два проекта: «Поможем подшефному совхозу провести коллективизацию» и «Поможем подшефному колхозу подготовиться к севу».
При обучении внимание уделяли не столько теории, сколько практике. Студенты не были обязаны посещать техникум, не было чёткого расписания занятий. Да и времени на посещение уроков катастрофически не хватало, ведь они часто выезжали в поля, помогая подшефным колхозам в сельскохозяйственных работах.
В 1931 году «Агропедтехникум» выделился в самостоятельное заведение и был переведён в здание бывшего мужского реального училища (впоследствии – школа-интернат). На тот момент весь штат техникума, вместе с обслуживающим персоналом составлял 17 человек, из которых 11 – педагоги.
Теперь основное внимание уделяли дисциплине и школьной успеваемости, посещение уроков стало обязательным. Педагоги давали друг другу открытые уроки, чтобы проводить их совместное обсуждение и анализировать работу.
За пропуск занятия учащихся штрафовали и снижали им стипендию. За повторное непосещение занятий всё чаще применялось отчисление с формулировкой «исключить как дезертира культурного фронта без права поступать в другие заведения сроком на 5 лет».
Как и прежде, в техникуме приоритетным направлением оставалось сельское хозяйство. Был свой огород на «Крыловом лугу», лошадь, две коровы и свиньи, а также плодовый сад. Во время сезонных работ учащиеся оказывали большую помощь колхозам в выращивании и уборке урожая.
При педучилище также имелась библиотека, которая постоянно пополнялась. В 1930 году в библиотеке было всего 500 экземпляров книг, включая учебники, а уже к концу 1936 года насчитывалось 8670 книг.
В 1937 году агропедтехникум был переименован в педучилище. С этого момента началась более тщательная работа по подготовке кадров. В системе образования происходит переход от погони за количеством обучаемых к борьбе за качество образования.
Преподаватели вели активную общественную работу, выступали в местной прессе, работали в музее, готовили праздничные вечера. Организовывали вечера с показом диапозитивов – «туманных картин», проецируемых на стену или на экран с помощью светового потока из проектора. Особой гордостью педучилища являлся хор, задействованный в различных мероприятиях города. Учащиеся с удовольствием посещали кружки: литературный, электротехнический, педагогический, географический и драматический.
В годы войны педагогическое училище не прекратило работу, несмотря на то, что на фронт были направлены 14 учителей (многие из них так и не вернулись). В 1941 году на первый курс приняли 60 учащихся. С 1942 года в здании педучилища располагался эвакогоспиталь №1156 на 400 коек, а обучение было организовано в Шиновской и Молоканщинской школах, расположенных неподалёку. Во время войны учителя и учащиеся не только активно занимались своими основными обязанностями, но и проводили большую работу по укреплению тыла, организовывали сбор продовольствия, средств на оборону и тёплых вещей для воинов.
Только в 1946 году педучилищу возвратили здание, которое требовало ремонта и приобретения нового оборудования – взамен пришедшего в негодность во время работы госпиталя.
Постепенно налаживался быт и учебный процесс. На базе педучилища открывались курсы по повышению квалификации учителей из соседних районов. Однако теперь педучилище имело одну особенность: сюда поступали учиться в основном девочки.
Если до войны после окончания педучилища кадры распределялись в основном по Кирсановскому, Умётскому, Гавриловскому, Граждановскому районам, то в послевоенные годы целые выпуски направлялись в Смоленскую область, Среднюю Азию и на Дальний восток, в те территории, которые испытывали недостаток педагогических кадров.
В 1950-х годах стало очевидным, что в стране образовался излишек педагогических кадров в связи с уменьшением рождаемости, и потребность в педагогах начала снижаться.
Последний свой выпуск педучилище сделало в 1955 году, выпустив в стены школ ещё 101 учителя.
За недолгие 25 лет существования педагогическое училище только с очного отделения выпустило 1789 педагога, а общее количество учащихся, включая заочные формы и экстернат, составило более 3 000 человек.