Заместитель директора по научной работе Вера Димиянова рассказала о том, как школа добилась таких успехов.
Вера Егоровна, научная работа в школе — зачем она нужна? Не все дети станут учёными, школьные программы без того перегружены, а тут ещё дополнительная нагрузка.
Это необходимость нашего времени, потому что сейчас делается упор не на то, чтобы давать детям в готовом виде знания, умения и навыки, а на развитие интеллектуальных способностей, умение применять их на практике. То есть на развитие метапредметных навыков. А исследовательская деятельность этому способствует.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают исследовательские и проектные технологии как одни из основных. В 10-11 классах введён предмет «Индивидуальный проект». Дети готовят свои работы в течение года, потом их защищают.
А детям эти дополнительные нагрузки не в тягость?
Часто бываю на различных семинарах и слышу сетования многих педагогов, что им приходится заниматься всем этим для галочки. Нам это дико слышать. У нас дети хотят этим заниматься. Например, сейчас отбираю работы на всесоюзный конкурс «Мой вклад в развитие России» и не могу включить всех желающих, потому что необходимо представить не более десяти работ от одного образовательного учреждения.
Опыт, приобретённый в школе, наверное, помогает в дальнейшей учёбе?
Тем детям, которые идут в вузы, опыт исследовательской работы очень помогает. Наши выпускники легко справляются с курсовыми работами, потому что знают, по каким критериям они оцениваются, у них есть опыт защиты своих проектов и исследований. В вузе этому не учат. Самое большее, на что можно рассчитывать, — помогут с выбором темы.
Преподаватели ТГТУ, ТГУ, МичГАУ, входящие в состав жюри наших научно-практических конференций, отмечают, что уровень работ старшеклассников соответствует уровню курсовых работ студентов. Поэтому в вузах они не испытываю никаких затруднений.
Как заместитель директора по науке вижу свою миссию не в том, чтобы получить как можно больше грамот и наград, а в том, чтобы старшеклассники овладели методами научного исследования. Ведь большинство наших учеников после 11 класса нацелены на вузы и колледжи, где им придётся выполнять курсовые и дипломные работы.
Кроме того, за победы во всероссийских конкурсах нашим выпускникам добавляются баллы при поступлении в вузы.
Расскажите, как всё начиналось? Ведь Вы стояли у истоков создания школьного научного общества?
НОУ «Эврика» было создано в ноябре 2011 года. В первой научно-практической конференции были задействованы только ученики 8-10 классов. У нас было всего три секции: гуманитарные науки, естественные и математические. Готовили папки с работами, а оценивали только защиту. Не все филиалы были вовлечены. Как всякое новое дело шло всё с напряжением. Так прошла первая конференция. А в мае состоялась защита проектов «Возрождение села». На защите присутствовала администрация района.
А потом пошло по нарастающей: начали принимать в «Эврику» детей с 5 класса. На следующем этапе разделились по возрастам: «Начало» — для младших и «Первые шаги в науку» — для старшеклассников. Сейчас подключились первоклассники и дошкольники. Если в самом начале в «Эврике» было 46 человек, то сейчас — более 300. Тезисы научных работ школьный пресс-центр издаёт отдельными сборниками.
У вас и дошкольники занимаются исследованиями?
Да. В этом году у нас будут две дошкольные секции, подано 13 работ. Из моих личных наблюдений: если дети с дошкольного возраста начинают заниматься исследованиями, они делают это с большим интересом и дальше.
Как вы вышли на всероссийский уровень?
Наши ребята начали участвовать в различных акциях и конкурсах. Самой первой была поездка на Вернадские чтения в Москву. Девочки стали призёрами. Затем начали занимать призовые места в конкурсах, которые проводили министерство образования и Малая академия наук. На базе нашей школы проводились областные семинары по научно-исследовательской деятельности.
Число грантов для старшеклассников за участие во всероссийских конкурсах растёт год от года. Начинали с одного номинанта, затем было двое, два года денежные вознаграждения получали по шесть человек. В этом году школа выдвигала на гранты уже восемь человек, но отбор был очень строгим, и получили их только трое.
Успехи наших детей заметили, и в этом году школе присвоен статус базовой организации инновационной площадки Российской академии образования. Тема инновационной площадки — «Формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности в условиях сетевого взаимодействия».
Вы назначены куратором экспериментальной площадки. Расскажите, в чём её назначение?
Площадка объединяет образовательные учреждения различного уровня: детские сады, сельские, городские школы, гимназии, лицеи. Мы привлекли их как сельская школа, которая имеет высокие результаты в исследовательской деятельности.
Руководит этой площадкой Российская академия образования. Совместно с Малой академией наук «Интеллект будущего» предполагается проведение различных курсов, вебинаров для учителей. Цель этого обучения в том, чтобы исследовательской деятельностью педагоги занимались на уроках, а не только при подготовке к конкурсам и конференциям. Здесь же будет проходить обмен опытом.
Реализация программы будет осуществляться до 2026 года. Ежегодно до 1 марта мы будем отчитываться о реализации проекта.