Лента новостей
Статья18 января 2023, 16:10

Исследователь Арктики любил Кирсановскую землю

Полярник Вадим Пучков время между зимовками в Антарктиде любил проводить на Кирсановской земле — на родине своих предков.

Полярная станция «Новолазаревская»
Полярная станция «Новолазаревская»Фото: архив Вадима Пучкова

В 2021 году Вадим Пучков рассказал читателям «Кирсановской газеты» о том, как встречают Новый год исследователи  на арктической станции «Новолазаревская», на которой он проводил свою очередную зимовку.

После новогоднего праздника было задумано сделать большой материал о Вадиме, Антарктиде и полярниках. Но 17 января 2022 года его не стало. Он любил Антарктиду, работу и сам предсказал свой конец:  «Я буду ездить сюда до конца жизни». И не вернулся из последней зимовки.

В годовщину смерти  этого удивительного человека, храня память о нём, мы решили подготовить задуманный год назад материал. При этом использовали материалы Кирсановского краеведческого музея, с сотрудниками которого он был дружен. Благодаря этой дружбе в музее в 2019 году прошла выставка, посвящённая самому загадочному материку на нашей планете, было снято несколько короткометражек, а фонды музея пополнились интересными экспонатами.

Вадим Пучков справа
Вадим Пучков справаФото: архив Вадима Пучкова

У каждой полярной станции свои достопримечательности. На «Новолазаревской», где провёл свою последнюю зимовку Вадим Пучков, полярники установили столб с указателями. На них — количество километров до родных мест. Есть там и табличка  города Кирсанов. И число километров — 13 943.

Время между зимовками Вадим любил проводить в селе Калаис. Его тянуло на родину предков.  Сам он родился в 1959 году в Кронштадте. С Кирсановом его связывали родственные узы: все родственники, начиная с прабабушки родились и жили на кирсановской земле.

Исследователь Арктики любил Кирсановскую землю
Фото: архив Вадима Пучкова

В ледяной пустыне

Вадим был очень скромным человеком. О своей работе рассказывал так, словно  занимался обычным делом. А ведь он отдал Антарктиде более десяти лет. Его последняя зимовка была девятой по счёту.   А самую первую он провел на самой крупной в СССР полярной станции — «Молодёжной» геофизиком, изучал атмосферные явления в ионосфере. Было это 1987 году.

Позже исследования намного расширились, и в последних своих экспедициях он изучал климат Земли по пепельному свету Луны.  Наблюдения за этим явлением позволяют определить, как меняется климат на нашей планете.

Условия на полярных станция разные, зависит это от того, где станция расположена: на высокогорье, недалеко от полюса холода или на побережье океана. Есть даже одна станция, которая расположена в толще льдов.

Для Пучкова самой сложной была зимовка на станции «Восток». Она находится на 80 широте, на высокогорье — 3,5 тыс. метров над уровнем моря.  Из-за разряженного воздуха дышать тяжело. Давление 500 мм рт. ст. А морозы достигают 80 градусов.  В этих условиях даже металлы становятся хрупкими, рассыпаются при ударе. Но полярники народ особенный.

— Если коллектив дружный, даже такая зимовка переносится легко, чувствуешь себя довольно комфортно, — говорил Вадим.
Исследователь Арктики любил Кирсановскую землю
Фото: архив Вадима Пучкова

На краю света

Что такое зимовка на полярной станции? Это горстка людей среди ледяной пустыни на краю света. Это полярная ночь. Сполохи полярного сияния, которое здесь принято называть Авророй. Редкие самолеты с Большой земли. Ежедневные наблюдения без выходных и праздничных дней. Безмолвие ледяной пустыни, готовящей ловушки-трещины.

— В этом пространстве сложно ориентироваться… Кругом белым-бело,  нет ничего, за что можно зацепиться глазу. Был такой случай, когда австралийцы ехали на снегоходе и не увидели, что впереди разлом пятнадцатиметровый. Они упали и все поломали руки и ноги, — рассказывал Вадим на встрече в кирсановском музее.

Антарктида — это холод и солнце, все полярники носят солнечные очки, потому что сверкающий снег ослепляет, а солнечная радиация сильно повышена. Многим приходиться пользоваться специальными мазями, которые защищают лицо от солнечных ожогов.

Исследователь Арктики любил Кирсановскую землю
Фото: архив Вадима Пучкова

Под манящим небом Антарктиды

На станции «Новолазаревская» наш земляк провёл наибольшее количество зимовок. Она находится в интересном месте. Это оазис – свободная ото льда территория. Большинство полярных станций располагаются именно в таких оазисах, на побережье океана. Летом здесь бывает даже плюсовая температура, и самые закалённые даже умудряются купаться на Крещение, которое на Южном полюсе приходится на лето. А к новогоднему столу можно наловить свежей рыбки.

В архиве «Кирсановской газеты» осталось много фотографий, на которых запечатлена жизнь полярной станции. Это и жильё исследователей, и памятник первооткрывателям Антарктиды, и полярное сияние, и знаменитый ИЛ- 86, и снегоходы. Это был его мир, и он хотел поделиться своей любовью к этой земле со всеми.

Антарктида — особенное место на нашей планете. Здесь находятся научные полярные станции многих стран мира. Учёные ищут здесь разгадки тайн, касающихся прошлого и будущего Земли.

Говорят, что жизнь в сложных условиях, полная риска и преодоления, общение с сильными мужественными людьми, наблюдения за космическими явлениями дают человеку возможность пережить особое состояние. Его можно определить как единение со Вселенной. 

Возможно, это имел в виду Вадим, когда говорил о том, что его тянет в Антарктиду, потому что здесь всё воспринимается иначе, наводит на размышления о смысле нашего бытия. Просто он не любил пафосных речей.

Автор:Татьяна Кудрик