В экспозиции музея находится деревянная тарелка с надписью «Хлеб-соль ешь, а правду режь». Такие тарелки были очень распространены на рубеже XIX–XX веков. Сегодня их можно встретить во многих музеях. Все они в одном стиле, изображения тоже примерно одни и те же: сноп колосьев, плуг, серпы, цепы и т. п. А вот надписи — разные. Самый распространённый вариант — «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».
Встречаются и другие надписи: «Чем хата богата, тем и рада», «Там золотой край, где хлеба каравай», «Ржаной хлебушко — калачу дедушка», «Чай кушать, хозяйку слушать».
— К концу XIX века эти тарелки, а именуются они как «подносные блюда», широко использовались в русском быту, спрос на них из года в год увеличивался. В декоре изделий стали появляться сюжетные композиции, заимствованные из гравюр и картин выдающихся русских художников, а также виды монастырей и портретные изображения царей, — рассказал Сергей Ионин.
Обычно блюда дарились в паре с солонками, они также изготавливались из ценных пород дерева и украшались сложными узорами. Порой материалом для создания солонок служило серебро.
Декор изделий и их достаточно простые токарные формы были рассчитаны на массового покупателя. Наиболее распространёнными во всех слоях общества были подносные блюда с христианской атрибутикой.
— По всей вероятности производство этих подносных блюд шло в различных художественно-производственных мастерских, в период расцвета моды на всё русское и народное, вплоть до революции. Можно говорить о том, что такие предметы изготавливались резчиками Петербурга, Сергиева Посада, Москвы и других городов. Одним из наиболее известных изготовителей таких изделий была московская мастерская Карла Шольца, — прокомментировал Сергей Ионин.
В конце XIX века в окрестностях усадьбы Абрамцево в Подмосковье зародилась всем известная абрамцево-кудринская резьба по дереву. Хорошо известны «Талашкинские мастерские» М. К. Тенишевой, где Мария Клавдиевна направляла свою деятельность на возрождение русского духа, русской культуры.
В России дерево считалось народным материалом, способным в полной мере отобразить специфику и особенности русского искусства. Блюда нередко выполнялись из дорогих пород древесины, а также широко использовались умения мастеров создавать имитацию дерева под другие материалы.