Лента новостей
Статья22 мая 2023, 12:26

В кирсановском музее хранится деревянное блюдо с вырезанной пословицей

В фондах Кирсановского краеведческого музея хранятся богатые коллекции различных предметов: от самоваров до патефонов и фотоаппаратов. Историю одного из экспонатов – деревянного блюда с вырезанной на нём русской пословицей – рассказал сотрудник музея Сергей Ионин.

Тарелка с надписью «Хлеб-соль ешь, а правду режь» хранится в кирсановском музее
Тарелка с надписью «Хлеб-соль ешь, а правду режь» хранится в кирсановском музееФото: Татьяна Кудрик

В экспозиции музея находится деревянная тарелка с надписью «Хлеб-соль ешь, а правду режь». Такие тарелки были очень распространены на рубеже XIX–XX веков. Сегодня их можно встретить во многих музеях. Все они в одном стиле, изображения тоже примерно одни и те же: сноп колосьев, плуг, серпы, цепы и т. п. А вот надписи — разные. Самый распространённый вариант — «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Встречаются и другие надписи: «Чем хата богата, тем и рада», «Там золотой край, где хлеба каравай», «Ржаной хлебушко — калачу дедушка», «Чай кушать, хозяйку слушать».

Подносное блюдо из фондов музея «Дом станционного смотрителя»
Подносное блюдо из фондов музея «Дом станционного смотрителя»Фото: Лужская правда
— К концу XIX века эти тарелки, а именуются они как «подносные блюда», широко использовались в русском быту, спрос на них из года в год увеличивался. В декоре изделий стали появляться сюжетные композиции, заимствованные из гравюр и картин выдающихся русских художников, а также виды монастырей и портретные изображения царей, — рассказал Сергей Ионин.

Обычно блюда дарились в паре с солонками, они также изготавливались из ценных пород дерева и украшались сложными узорами. Порой материалом для создания солонок служило серебро.

Солонки
Солонки Фото: antiqueland.ru

Декор изделий и их достаточно простые токарные формы были рассчитаны на массового покупателя. Наиболее распространёнными во всех слоях общества были подносные блюда с христианской атрибутикой.

— По всей вероятности производство этих подносных блюд шло в различных художественно-производственных мастерских, в период расцвета моды на всё русское и народное, вплоть до революции. Можно говорить о том, что такие предметы изготавливались резчиками Петербурга, Сергиева Посада, Москвы и других городов. Одним из наиболее известных изготовителей таких изделий была московская мастерская Карла Шольца, — прокомментировал Сергей Ионин.
Подносное блюдо. Москва, мастерская К. Шольца. 1898 год. Подарено императору Николаю II московским мещанским сословием
Подносное блюдо. Москва, мастерская К. Шольца. 1898 год. Подарено императору Николаю II московским мещанским сословиемФото: antiqueland.ru

В конце XIX века в окрестностях усадьбы Абрамцево в Подмосковье зародилась всем известная абрамцево-кудринская резьба по дереву. Хорошо известны «Талашкинские мастерские» М. К. Тенишевой, где Мария Клавдиевна направляла свою деятельность на возрождение русского духа, русской культуры.

В России дерево считалось народным материалом, способным в полной мере отобразить специфику и особенности русского искусства. Блюда нередко выполнялись из дорогих пород древесины, а также широко использовались умения мастеров создавать имитацию дерева под другие материалы.

Автор:Татьяна Кудрик