В этом году краеведческому музею Кирсанова исполняется 100 лет. В год юбилея сотрудники подготовили несколько выставок экспонатов, находящихся на хранении в фондах музея.
В настоящее время посетители могут увидеть в зале истории коллекцию часов. Здесь представлены напольные, настенные, каминные и карманные часы дореволюционного периода.
Как рассказал заместитель директора музея Сергей Ионин, выставленные экземпляры — лишь часть музейной коллекции. Подбирались наиболее интересные экспонаты. Кроме того, учитывалась их сохранность.
Нужно сказать, что большинство из них попали в музей более 100 лет назад, когда в послереволюционное время разорялись дворянские гнёзда и богатые купеческие дома.
Большинство механизмов выписывалось из Германии и Швейцарии. Они служили не одному поколению хозяев. Даже если меняли корпус — механизм оставался прежним. Недаром сложилась поговорка: «Надёжный, как швейцарские часы».
Напольные часы — особый символ интерьерного убранства. Во времена прошлых столетий напольные часы являлись одной из главных реликвий дома, символизировали семейные традиции, нерушимость фамильной обители. Они, как правило, украшали кабинет хозяина.
Огромные напольные часы марки, изготовленные в 1847 году в московской часовой мастерской Михайла Терновца, из коллекции музея нетрудно представить в доме купца или загородном доме богатого помещика.
Наиболее широко представлены на выставке часы настенные. Корпуса выполнены из дерева, украшены резьбой, характерной для стиля «модерн», который преобладал в изготовлении мебели конца XIX — начала XX века.
В экспозиции музея есть также несколько экземпляров часов, которые включены в экскурсию аудиогида «Артефакт». Это настольные и консольные часы. В зале дворянской культуры находится корпус каминных часов, выполненных в стиле барокко.
Корпус от часов поступил в музей вместе с мебелью из усадьбы Оболенских, возможно, эти часы стояли на полке камина усадебного дома князей Оболенских в селе Ира Кирсановского уезда.
Бронзовый с золочением корпус выполнен в причудливом, необычном, неповторимом стиле. Изделие богато декорировано завитками из резных листьев аканта, гирляндами из листьев и букетом цветов в верхней части и рельефными маскаронами на циферблате.
Маскарон — это декоративный элемент, изображение маски, включенное в архитектурную или иную пространственную среду, на сосудах, рисунках и орнаментах.
Павел Буре — это не знаменитый хоккеист, а именитый поставщик российского императорского двора. В 19 веке часами его фирмы с дарственной надписью награждали особо отличившихся солдат и офицеров, чиновников и артистов.
История часовой компании Буре началась в 1815 году в Санкт-Петербурге, куда владелец небольшого часового бизнеса Карл Буре перебрался из Ревеля.
Впоследствии часовой бизнес отца продолжил его сын — Павел, но наибольшее развитие фирма приобрела после того, как перешла к внуку — Павлу Павловичу Буре. В 1874 году он приобрел большую часовую фабрику в сердце швейцарской часовой промышленности городке Локле.
В 1880 году Павел Буре — оценщик при Кабинете Его Императорского Величества. Это звание давало право на государственный герб на витрине, а впоследствии и на крышках выпускаемых фирмой часов.
В коллекции музея больше всего карманных часов этой марки. В ту пору, когда часы из роскоши превратились в предмет первой необходимости, фирма продавала часы для всех. Цены на часы фирмы Буре начинались всего с двух рублей.
Для более состоятельных покупателей такие же механизмы вставляли в серебряные и золотые корпуса. Сложные механизмы заказывались у самых авторитетных часовых фирм Швейцарии.
— Наручные часы когда-то были исключительно женским аксессуаром, джентльмены их не носили, в силу рода своих занятий — война, охота, спорт. Вплоть до Первой мировой войны мужчины носили только карманные часы. А наручные часы были женским украшением и представляли из себя изящный браслет со встроенными небольшими часиками, — рассказал Сергей Ионин.
В Кирсанове также была своя часовая мастерская. Её хозяин — Иосель Хаимович Кример — изготавливал мужские и женские часы. А точнее, корпуса для них. Механизмы ему поставляли из Швейцарии.
В списке промышленных заведений Кирсанова за 1915 год числится мастерская по улице Михайловской: «Торговля золотыми и серебряными изделиями, мастерская часов, золотых и серебряных изделий».
На сегодняшний день в современных антикварных магазинах в России и за рубежом можно встретить мужские и женские часы с гравировкой «Кример. Кирсанов». В музейной коллекции от женских часов сохранилась только изящная упаковочная коробочка с именем часовщика, а вот карманных мужских часов есть несколько экземпляров. И что удивительно, спустя 100 лет механизм находится в рабочем состоянии.